8 (800) 51-15-803
+7 (812) 336-65-94

Как должна проводиться маркировка питьевой воды по закону?

Многие категории товаров должны обязательно маркироваться в соответствии с законодательством. Это новшество уже заметили не только предприниматели, но и покупатели. Сейчас решается вопрос о маркировке воды для питья, которая продается в магазинах. Нововведение касается воды, которая предлагается в специальной упаковке.

В мае 2021 года был принят закон № 841. Он является нормативным актом, который регулирует продажу такой воды оптом и в розницу. Законопроект уже полностью подготовлен, поэтому скоро начнет работать. Летом 2021 года был проведен эксперимент в предпринимательском секторе. Он показал, что система маркировки принимается и реализуется без лишних проблем.

В группе продовольственных товаров воду в бутылках будут маркировать самой первой. Требования по проведению маркировки будут вводиться постепенно. Между близкими позициями в данной категории не планируется делать значительных перерывов. Вначале маркировка коснется такой категории, как минеральная вода. Она включает воду для питья, расфасованную в бутылки. При этом объем тары может быть абсолютно любым.

Что разрешено не маркировать?

Пока что законодателями отрабатывается система маркировки чистой воды в бутылках, которая предназначена для питья. Она может быть негазированной или газированной. Категории товаров, в которых содержатся красители, сахар или другие вещества, не будут маркироваться. Маркировка не будет проводиться также для таких товаров, как лед или снег. С декабря 2021 года должны проходить обязательную маркировку такие товары: 2201 10, 2201 10 190 0, 2201 10 190 0, 2201 10 110 0, 2201, 2201 90 000 0.

Особенности нового кода

Товары, которые уже перевели на измененную систему маркировки и учета, получат особый код. Также новый код будет наноситься на товары, которые только начинают проходить эту процедуру.

Маркировка проводится с помощью цифрового кодирования. Эта технология называется Data Matrix. Каждому товару будет присвоен свой идентификатор. Он включает числа и буквы в определенной последовательности. Впоследствии код будет конвертирован в штрихкод, который хорошо знаком всем продавцам и покупателям. При этом формат криптокода выбран ЦРПТ. Новый код будет наноситься на бутылки для питьевой воды.

Во время запуска проекта маркировки для данной категории продукции коды будут предоставляться бесплатно. Это пока еще эксперимент. В дальнейшем цена кода составит 50 копеек. НДС в данном случае не учитывается.

Состав кода:

  • Главный код представляет собой 14 символов в виде цифр.
  • Серийный идентификатор включает дополнительно 13 символов.
  • Ключ, предназначенный для проверки товара, состоит из 4 символов. Он необходим оператору, который будет выполнять эту работу.

Система маркировки, предлагаемая по новому образцу, практически не отличается от привычного всем штрихкода. Изменения касаются оформления этой процедуры. Также государство будет контролировать вводимые коды и предлагать их продавцам. Изменения в маркировке никак не затронут потребителей воды.

Как теперь учитывается оборот воды?

Система, которая состоит из производителя, продавцов воды и покупателей, немного изменится. Предприниматели должны будут использовать другую систему для учета оборота питьевой воды. Необходимость применения кодов, наносимых на продукцию по технологии Data Matrix, — это только частичное изменение. Для учета основного оборота будут применяться цифровые платформы, которые называются ЭДО.

Пользователь благодаря таким уникальным сервисам получит все необходимое, чтобы заниматься цифровым документооборотом в соответствии с новым порядком учета. Чтобы упростить процесс, подписи везде заменят на ЭЦП. Также будут приняты другие меры.

На что обратить особое внимание?

Данные платформы не связаны с какими-либо государственными структурами. Это отличает их от большинства других элементов, которые включены в новую систему. У предпринимателей есть право самим выбирать услуги любой компании, но у нее должна быть лицензия на осуществление такой деятельности. Для организации взаимодействия с цифровыми платформами на предприятии придется создать новую вакансию. При оформлении ИП в качестве сотрудника, который будет выполнять такую работу, может выступать предприниматель.

Особенности оборота воды после маркировки

Сегодня полностью готов макет системы для оборота маркированной воды. Контролирующие органы уже подготовили его к внедрению. Алгоритм оборота является универсальным и включает несколько последовательных этапов.

План оборота маркированной воды:

  1. Производитель или импортер заказывает маркеры. Покупать коды должен производитель. Но стоимость кодов может оплатить импортер, если между сторонами будет достигнута договоренность по данному вопросу.
  2. Информация о проведении маркировки заносится в ЭДО. Для этого устанавливается контакт с производителем или компанией, которая занимается импортом продукции.
  3. После внесения данных на платформу ЭДО и проверки их достоверности партия товара отгружается оптовому поставщику.
  4. Оптовый поставщик при получении товара может видоизменять код. Он добавляет новый идентификатор, который соответствует отправке товара розничному продавцу.
  5. После попадания к розничному продавцу код больше не изменяется, так как находится в собранном виде.
  6. На окончательной позиции реализации товар попадает к покупателю, который его оплачивает. На этой стадии код сканируется кассиром или другим сотрудником, который имеет подобные обязанности. Затем код оказывается в чеке и становится неактуальным для системы, поэтому исключается из нее.

Для предпринимателей самыми сложными будут элементы цифрового документооборота. Речь идет об изменившихся накладных и других документах, которые сопровождают сотрудничество с платформами ЭДО. Но достаточная автоматизация системы позволяет избежать больших проблем во время работы с ней. Это будет не сложнее, чем взаимодействие с налоговой инспекцией.

Как законно использовать систему маркировки в розничных магазинах?

Продавцы розничных магазинов являются последним звеном в цепи реализации товара. Эти предприниматели при получении продукции могут использовать полностью готовый код. Производители и оптовые поставщики ко времени реализации товара уже выполнили свою работу. Поэтому предпринимателям нужно только применять в торговых точках оборудование, которое сможет считывать и учитывать коды.

Если физическое или юридическое лицо будет продавать продукцию, не прошедшую маркировку по новой системе, то получит штраф. Физическому лицу придется уплатить штраф в размере 2 тысяч рублей. Максимальный штраф — 4 тысячи рублей. Компании придется заплатить больше. В минимальном значении сумма составляет 50 тысяч рублей, а в максимальном выражении — 300 тысяч рублей. Если предприниматель не будет продавать товары, которые не прошли процедуру маркировки, то у него не будет никаких проблем с законом.

Как не допустить проблем при продаже товаров?

Участники новой системы маркировки должны внимательно следить за всеми изменениями в законодательстве. Эта система появилась недавно, но уже получила достаточное развитие и влияние. Она будет постоянно расширяться и включать новые категории товаров.

Чтобы избежать проблем с немаркированной продукцией, нужно строго соблюдать следующие рекомендации. Производитель не должен выпускать товары или заниматься их импортом без внесения сведений в систему маркировки. За такую деятельность можно получить штраф. Он будет меньше, чем штраф за продажу продукции без маркировки, но достаточно ощутимым. Оптовый поставщик должен отказываться от реализации любой продукции, которая не имеет маркировки по новой системе. Это касается продукции, на которой по закону обязательно должна быть маркировка.

Если реализовывать такой товар в розничном магазине, то предприниматель тоже получит штраф. Продавец в розничной торговой точке не должен принимать продукцию, на которой нет маркировки. Также он обязан вовремя заменять или обновлять оборудование, предназначенное для правильного считывания имеющихся на товарах кодов.

Всем участникам системы реализации товаров можно посоветовать следующее. Нужно корректно и своевременно вступать во взаимодействие с той или иной платформой ЭДО. В эту систему нужно быстро и корректно вносить данные по маркировке товаров. От этого во многом зависит риск наложения штрафа.

Какие штрафы предусматриваются за оборот товаров, на которых нет нужной маркировки?

Риски наложения штрафов имеются для двух категорий участников процесса маркировки. Это относится к производителям товаров и продавцам разных уровней. Штрафы накладываются как на физических, так и на юридических лиц. Но суммы штрафов будут разными. Если вода в бутылках производится физлицами и на ней не имеется маркировки, то штраф не накладывается. Это только одно исключение из правил.

Какие штрафы могут получить юридические лица?

Штрафы можно получить за такие действия:

  • Продажа продукции, на которой не имеется маркировки. Также данное правило относится к перевозке и хранению подобной продукции. Сумма штрафа составляет 50—300 тысяч рублей.
  • Изготовление воды в бутылках с нарушением требования о внесении информации о маркировке в систему. Штраф в таком случае в минимальном значении составит 50 тысяч рублей. Максимальный штраф — 100 тысяч рублей.